Национальный рейтинг детей и молодежи "Страна молодых"
Мои рассуждения на тему «Миссия учителя»
Работа представлена на районный конкурс педагогических достижений Центрального района
Честно говоря, не часто в своей жизни приходится задумываться над вопросом о миссии учителя. Этот вопрос для меня, во-первых, уже давно решён. Решён, наверное, ещё на этапе выбора профессии. Решён раз и навсегда. Во-вторых, нечего об этом думать из-за очевидности ответа. Однако постараюсь обрисовать все те важные моменты, которые считаю нужным пояснить, говоря о предназначении учителя.
Для эпиграфа, с моей точки зрения, подошли бы слова Генри Адамса – американского писателя и историка – «Учитель влияет на вечность. Он никогда не может сказать, где прекращается его влияние». Все мы знаем, что влияние бывает разным. Поэтому нужно быть хорошим учителем. А чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. «Все работы хороши»,- писал В.В. Маяковский. Но значимость нашей профессии трудно переоценить. Личность учителя, отношение учителя к ребенку, задачи, которые он ставит и решает, - всё важно и значимо.
Начну с личности учителя. Конечно, сама личность учителя имеет огромную воспитательную силу, и успех обучения во многом связан с личностными качествами учителя, так как личность учителя производит впечатление, которое сохраняется на долгие годы, если не на всю жизнь. Я это точно знаю. Например, моя бывшая ученица, мать 13-летнего сына, до сих пор в разговорах с учителями (если она в чём-то не согласна с ними) говорит: « А вот моя учительница…», «А вот у моей учительницы…». Не скрою, это мне очень приятно, хотя бы потому, что наша совместная школьная жизнь 25-летней давности не забыта, и даже является образцом.
В непосредственной связи с личностью учителя, я бы выделила и его методы обучения. Методы обучения – это своего рода стиль, его своеобразное «орудие», его «фирменный» знак. Ведь действительно материал, преподносимый с живой мимикой, с различными оттенками голоса, с логическими паузами и прочими эмоциональными приемами, остается в памяти ученика более прочно.
Учитель должен уметь влиять не только на сознание, но и на душу ученика. Поэтому, я думаю, что учитель – это не просто профессионал, а человек, способный оживить душу ребенка. От учителя требуется не столько знание программы и методики, сколько участие в жизни ребенка.
Учитель должен знать, узнавать проблемы ребенка каждодневно: все его потребности, слабости – понимать мотивы его поступков. И опять учитель – завоеватель детских сердец. Учитель может достаточно глубоко проникать во внутренний мир ребенка. Отсюда необходимость самому учителю иметь глубокий разносторонний мир интересов, выходящий далеко за рамки программы. Кто-то из великих сказал: «Образованному человеку следует знать все о чем-то и что-то обо всем ».
Так как процесс развития предполагает естественное стремление ребенка к самосовершенствованию, то аналогичная задача стоит и перед учителем. Они должны быть связаны общей потребностью самосовершенствования. Неразвивающийся учитель не может развить ученика, то есть его таланты и способности, его скрытые интересы. Хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер ученик. Завершаю эту мысль словами Конфуция: «Кто постигает новое, тот может быть учителем». А ещё выразительнее сказал известный эстет О. Уайльд: «Гений долговечнее, чем красота. Этим объясняется тот факт, что мы стремимся постоянно повышать свое образование».
Различные проявления служения учителя ребенку можно, я думаю, объединить в понятие «хороший учитель». Я бы выделила следующие характеристики этого понятия:
- обширные общие и специальные знания
- высокие человеческие качества – знать и понимать ученика, уважать в нем человека.
Говоря о миссии учителя, уверена, нельзя ограничиться связкой учитель-ученик. Миссия учителя – служение не только детям, но и служение во благо родины и народа. Государство передает нам, учителям, свои функции, учитель выступает как представитель его интересов. То есть миссия учителя намного шире просто задач, определяемых нашей профессией.
Наша эпоха, связанная с модернизацией образования, выдвигает вперед и инновационный аспект в деятельности учителя. И здесь учитель должен быть « на передовой» - шагать в ногу со временем, ни в коем случае не отставая от учеников в этом безумно быстро развивающемся мире компьютерных технологий.
Подводя итог, суммируя ведущие характеристики в понимании миссии учителя, выделяю следующее:
учитель должен:
- быть носителем широких знаний, как предметных, так и надпредметных;
- владеть методами преподавания, отражающими свои собственные личностные характеристики;
- совершенствоваться вместе с учениками;
- проникать во внутренний мир ребенка, помогая всякий раз, как потребуется помощь;
- быть проводником культурных ценностей общества;
Миссия учителя – это жизнь, нацеленная на служение детям и обществу. Конечно, учитель один не в состоянии сделать всё, но этого и не требуется. Делай всё, что можешь. Там, где можешь. С теми, кто рядом.
Очень верю в слова У. Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».